mid_rf_hum_rght (mid_rf_hum_rght) wrote,
mid_rf_hum_rght
mid_rf_hum_rght

Category:

Эстония

Ситуация с обеспечением прав человека в Эстонии остается непростой. Так и не создан независимый правозащитный институт, который занимался бы мониторингом в сфере прав человека. На необходимость такой структуры, которая бы, помимо всего прочего, выносила заключения по вопросам соответствия тех или иных законодательных актов и действий властей международным конвенциям, а также давала рекомендации по исполнению вытекающих из них требований, указывали многие эксперты, в том числе Эстонский центр по правам человека. Остается неразработанной национальная стратегия обеспечения защиты прав человека.
В Эстонии по-прежнему сохраняется проблема массового безгражданства русскоязычного населения. Количество т.н. «неграждан» составляет порядка 7 проц. от всего населения страны. Темпы реализации эстонской программы натурализации остаются низкими, не выполняются ранее сделанные Таллину рекомендации профильных международных структур, в том числе об облегчении процедуры натурализации для лиц пожилого возраста, постоянно проживающих в Эстонии.
Проблема массового безгражданства отмечена в обнародованном 20 июня 2013 г. докладе Комиссара по правам человека Совета Европы Н.Муйжниекса.
Комиссар отмечает, что социально-экономический разрыв между этническими эстонцами и нацменьшинствами, в частности русскоязычным меньшинством, в последнее время стал более ощутимым. Представители нетитульных наций (согласно приведенной статистике, русских насчитывается более 320 тыс., вторые по численности белорусы – более 12 тыс.) поставлены в заведомо неблагоприятные условия с точки зрения трудоустройства, оплаты их труда и в наибольшей степени подвержены бедности.
По данным М.Муйжниекса за последние годы уровень безработицы среди нацменьшинств существенно вырос и в настоящее время почти в два раза превышает аналогичный показатель среди этнических эстонцев (15,3 против 7,8 проц. соответственно по состоянию на 2012 г.). Социально-экономическое неравенство, как подчеркивается в докладе, имеет региональное измерение и особенно ярко проявляется в северо-восточной части Эстонии, где русскоязычное население составляет большинство (При этом безработица среди русскоязычной молодежи составляет около 42,1 проц., в то время как среди эстонской молодежи – 29,1 проц.).
В данном контексте привлекается внимание к тому факту, что этнические меньшинства заняты, в основном, в низкооплачиваемых секторах экономики, тогда как большинство титульного населения относится к категории «белых воротничков».
Отдельное внимание Н.Муйжниекс уделил чрезмерно жестким требованиям к знанию эстонского языка при трудоустройстве, что, по его мнению, «усугубляет положение нетитульных наций». В ряде случаев работодатели применяют еще более суровые нормы в этой области, нежели предусмотренные законодательством, что приводит к явной дискриминации по этническому признаку. Н.Муйжниекс вновь ссылается на заключение Консультативного комитета Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, а также на рекомендацию Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации о том, что требования о знании эстонского языка должны быть соразмерны преследуемой законной цели.
В соответствии со статистикой Агентства ЕС по основным правам человека в 2009г. 13 проц. русских испытывали дискриминацию на рабочем месте, «евробарометра» – в 2012г. 37 проц. постоянных жителей Эстонии заявили о широко распространенной дискриминации по этническому признаку. По результатам социологического исследования 2011 г. об эффективности эстонской политики по интеграции нацменьшинств, 20 проц. респондентов из числа нетитульного населения подвергались неравноправному обращению.
Первоочередные рекомендации Комиссара СЕ по правам человека эстонским властям сводятся к необходимости предпринять решительные действия по устранению препятствий для социальной интеграции этнических меньшинств и по борьбе с дискриминаций по этническому признаку; пересмотреть жесткие требования о знании эстонского языка при трудоустройстве; принять комплекс конструктивных мер по решению проблемы безработицы и социальной маргинализации этнических меньшинств.
Комиссар призывает эстонские власти автоматически предоставлять эстонское гражданство детям «неграждан», для чего необходимо внести поправки в действующий Закон о гражданстве ЭР (данное предложение Н.Муйжниекса практически сразу вызвало резкую критику и неприятие со стороны руководства МВД Эстонии). По данным Н.Муйжниекса, на 1 января 2013 г. в Эстонии насчитывалось почти 1200 детей-неграждан в возрасте до 15 лет, тогда как общее число неграждан составляло почти 91 тыс. человек (по состоянию на 1 апреля 2013 г.). В этой связи он обращает внимание на замедление темпов натурализации – в 2011 г. гражданство приобрели 605 детей, тогда как в 2012 г. – 469.
Дискриминация русскоязычного населения в Эстонии как языкового меньшинства осуществляется в том числе в рамках проводимых правительством этой страны мер по вытеснению русского языка из системы образования.
По итогам проведенной Минобрнауки ЭР в феврале-марте 2013 г. в таллинском Институте экономики и управления Ecomen ( единственный в стране вуз с преподаванием всех дисциплин на русском языке) масштабной проверки, которая выявила «большое количество нарушений» в его работе, министр Я.Аавиксоо вышел в правительство с предложением лишить данное учебное заведение лицензии. Министр также публично посоветовал студентам Ecomen начать поиск «других вузов» для продолжения учебы.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что проводимые до этого на протяжении всех 20 лет существования Ecomen неоднократные его проверки никаких серьезных нарушений в работе вуза не обнаруживали. В частности, в конце апреля 2013 г. независимая фирма Bureau Veritas, проводившая в вузе очередную плановую проверку системы менеджмента на соответствие международным стандартам, дала положительное заключение. В октябре 2012 г. эстонское агентство качества Высшего образования признало качество преподавания в Институте соответствующим действующим требованиям.
По мнению ректора Ecomen Х.Барабанера, выявленные нарушения представляют собой в основном технические недочеты, которые вполне можно было бы устранить в рабочем порядке. В этой связи принятые Минобрнауки ЭР решения расценены руководством вуза как политические, направленные на «завершение процесса уничтожения образования на русском языке».
В аналогичном русле рассматривается принятие парламентом ЭР 17 апреля 2013 г. в третьем чтении поправок к закону «О частных учебных заведениях», лишающие муниципалитеты Эстонии права самостоятельно определять отличный от эстонского язык обучения в создаваемых ими частных школах. Согласно утвержденным изменениям, такое право им может быть предоставлено только на основании соответствующего решения правительства.
Данный пакет поправок во многом продиктован стремлением правящей политической коалиции прекратить деятельность властей Таллина и Нарвы по созданию сети частных гимназий с русским языком обучения и наряду с «Делом Ecomen» носят откровенно дискриминационный характер в рамках стратегического курса эстонских властей на демонтаж русскоязычного сегмента из системы образования Эстонии.
Эстония уже шестой год не выполняет рамочное решение Европейского союза от 2008 г. (Framework decision 2008/913) о привидении соответствующих статей пенитенциарного кодекса ЭР (в данном случае речь идет о ст. 151 «разжигание ненависти») в соответствие с требованиями указанного документа. Такое положение дел привело к тому, что эстонском законодательстве факты проявления ксенофобии, национализма и расизма, латентной дискриминации умышленно выводятся за рамки уголовного и административного преследования.
Аналогичным образом Эстония не подписывает целый ряд международных документов, в том числе Европейскую Конвенцию о гражданстве, Европейскую хартию региональных языков и языков национальных меньшинств.
Кроме того, имеет место целенаправленное нивелирование эстонскими властями ряда положений, да и общего духа Рамочной конвенции совета Европы по защите национальных меньшинств. При присоединении к ней парламент ЭР принял в 1996 г. ратификационный закон, который причисляет к национальному меньшинству исключительно граждан страны. Тем самым из числа объектов Конвенции выпали сразу как постоянно проживающие на территории ЭР граждане иных государств, так и почти стотысячная категория постоянных жителей, не имеющих определенного гражданства («неграждане»).
Правозащитное сообщество обращает внимание на фактическую языковую сегрегацию в эстонских тюрьмах (введение категоризации заключенных в зависимости от уровня знания эстонского языка). Власти Эстонии практически блокируют допуск в страну иностранных беженцев (из 77 прошений за последние годы было удовлетворено лишь одно). Соискателей статуса беженца содержат вместе с незаконными мигрантами в здании, расположенном на территории столичной тюрьмы.
На этом фоне не остались незамеченными расистские высказывания одного из лидеров Эстонской консервативной народной партии М.Хелме: «black, go back», «я хочу, чтобы Эстония была белым государством» и т.д.
В Эстонии продолжаются усилия по героизации и увековечиванию памяти бывших легионеров «Ваффен – СС» и их пособников.
26 февраля 2013 г. Премьер-министр Эстонии А.Ансип провел ежегодный торжественный прием для членов «Союза борцов за свободу Эстонии», на котором выразил благодарность собравшимся за их деятельность «ради отчизны».
В марте 2013 г. эстонское издательство «Гренадиир», специализирующееся на националистической и военно-патриотической литературе, выпустило книгу – биографию генерала «Ваффен-СС» Й.Соодла, возглавлявшего эстонскую полицию и добровольное военное формирование «Омакайтсе», принимавшее непосредственное участие в проведении карательных операций в Ленинградской области, уничтожении еврейского населения Эстонии.
30 марта 2013 г. Министр обороны Эстонии У.Рейнсалу направил приветствие участникам организованной «Союзом борцов за свободу Эстонии» в Таллине конференции, посвященной 100-летнему юбилею со дня рождения кавалера Рыцарского Железного креста оберштурмбаннфюрера СС П.Майтла. В своем обращении У.Рейнсалу поблагодарил «всех, кто собрался почтить память замечательного человека».
6 июля 2013 г. состоялся двадцать первый слет «Союза борцов за свободу Эстонии». Официальные лица в мероприятии участия не принимали, однако Министр обороны Эстонии У.Рейнсалу направил его участникам приветственное обращение.
27 июля 2013 г. в Синимяэ состоялся ежегодный слет бывших эстонских легионеров «Ваффен-СС».
Растущую критику вызывают действующие в Эстонии чрезмерно жесткие иммиграционные правила, направленные на максимальное ограничение сроков и возможностей пребывания в ЭР иностранцев, находящихся здесь в связи с учебой, по личным обстоятельствам или с деловыми целями. Закон ЭР об иностранцах существенно осложняет выдачу вида на жительство иностранцу-супругу гражданина Эстонии, если супруги не имеют возможностей доказать, что не смогут переехать в какую-нибудь другую страну.
В Эстонии фиксируются нарушения прав инвалидов. Лишь 21,2 проц. инвалидов имеют работу. Правозащитными организациями отмечается отсутствие в ЭР закона, защищающего инвалидов от дискриминации.
Subscribe

  • Узнайте что-то новое о стране, в которой вы живёте или хотели бы жить

    МИД РФ выпустил ежегодный доклад по правам человека в ЕС. Здесь этот доклад разбит по главам и доступен для комментирования. Введение, Европейский…

  • Швеция

    Правочеловеческая ситуация в Швеции, несмотря на благоприятное в своей основе развитие, в настоящий момент характеризуется рядом тревожных тенденций.…

  • Чехия

    Несмотря на то, что ситуация с соблюдением прав человека в Чешской Республике (ЧР) в целом остается достаточно спокойной, в данной области существует…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments